Рацуцкая Жанна Эдуардовна,инструктор по физкультуре, г. Жуковский

Консультация и мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия»

Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки.

Осанка, т. е. привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Большое влияние па формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки.

Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно.
При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.
Плоскостопие редко бывает врожденным.

 Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.

К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными.

Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.
В целях предупреждения плоскостопия детская обувь не должна быть тесной, должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм.

Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия.

Желательно также проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений - 10-20 мин, в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька).

При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.
При начальной форме плоскостопия и слабо выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их должен подобрать по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.

Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже двух раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского персонала.

Упражнения для укрепления осанки

Оборудование: гимнастическая палка, мешочек с песком.

Упражнения выполняются с гимнастическими палками при ходьбе

  1. Построение в одну колону.

  2. Ходьба обычная, палка прижата к груди, плечи развернуты, спина прямая, голова поднята.

  3. Ходьба на носках, палка над головой, руки максимально вытянуты вверх.

  4. Ходьба на пятках и внешней стороне стопы, палка лежит на лопатках, руки удерживают палку за концы.

  5. Ходьба с высоким подниманием коленей, палка удерживается на уровне бедер.

  6. Прыжки приставным шагом, палка лежит на лопатках.

  7. Ходьба обычная, палка прижата к груди, плечи развернуты, спина прямая, голова поднята.


 «Тянемся вверх». И. п. – ноги на расстоянии стопы, руки с палкой опущены вниз. 1- понять палку над головой (руки максимально вытянуты вверх) с одновременным подниманием на носки, удерживать положение 5 секунд. 2- принять исходное положение (6раз).


 «Повороты» - и. п. – ноги на ширине стопы, палка лежит на лопатках, руки удерживают палку за концы, 1- пружинящие повороты вправо (2 раза, 2- и. п., 3 – пружинящие повороты влево (2 раза).4-и. п.


 «Тянемся вперед» - и. п. – ноги на ширине плеч, руки с палкой опущены вниз. 1 – два пружинящих наклона вперед (голова поднята, спина прогнута, руки максимально вытянуты). 2 – выпрямиться, руки с палкой прижаты к животу. 3 – два пружинящих небольших наклона назад. 4-и. п.


 «Боковые наклоны» - и. п. – ноги на ширине плеч, палка над головой, руки вытянуты вверх. 1 – наклон вправо (палка смотрит вертикально вниз). 2 – и. п. 3 – наклон влево. 4 - и. п. (по 6 раз в каждую сторону).


 «Пружинка». И. п. — ноги вместе, руки на поясе. Пружинящие приседания с мешочком на голове (6—8 раз). Спину держать ровно, смотреть вперед.


 «Сядь на стул». И. п. – ноги вместе, руки на поясе. Дойти до стула (3-5м) с мешочком на голове, сесть на него, встать и вернуться в исходную точку (5 раз).

Упражнения на профилактику плоскостопия


Оборудование: гимнастическая палка,массажный мяч, коврик, лестница, лист А4, фломастер.


1. Ходьба по массажным коврикам.

2. Ходьба по «Тропа здоровья».

3. Ходьба по гимнастической палке, опираясь на нее попеременно носками, серединой стопы, пятками.

 «Покатай ежика» - катать, попеременно, правой и левой ногой массажный мяч (15-20с).


«Согрей ежика» - катать массажный мяч между ступней (15-20с)


«Выше пяточки» - и. п. - сидя на стуле, ноги вместе, 1 - поднимать ступни ног, не отрывая носки от пола (20 раз, 2 – и. п.


 «Пальчики на себя» - сидя на стуле, ноги вместе, поднять ступни ног, не отрывая пятки от пола (20 раз, 2- и. п.


 «Ходьба на месте» - и. п. – сидя на стуле, одна нога стоит на носке, другая – на пятке. Имитация ходьбы на месте, с попеременной сменой положения ступней.

 «Танцы сидя» - и. п. – сидя на стуле, ноги вместе. Ступни ног плотно прижаты к полу. Скользящим движением по полу, раздвигаем пятки (носки остаются на месте). Затем, таким же движением, раздвигаем носки (пятки остаются на месте). Движение продолжаем на всю длину ног. Проделать все движения в обратном направлении. Выполнить упражнение 10 раз.


«Рисуем ножкой» - одной ногой придерживать лист бумаги на полу. Другой ногой, между пальцев которой зажат карандаш (фломастер, рисуем любые изображения. То же самое упражнение проделать другой ногой.


25 сентября 2019 в 14:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.