Рацуцкая Жанна Эдуардовна,инструктор по физкультуре, г. Жуковский

Консультация для родителей. « Профилактика заболеваний дыхательной системы»

 Игры, которые лечат.

Когда ребёнок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребёнку: обследуем его у лучших специалистов, достаём наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Это всё правильно при сложном течении заболевания. Однако есть ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении. Другая особенность организма ребёнка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение сказывается не только на больном организме, но и на нервной, эндокринной, медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребёнок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослаблений функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус. Ослабляется нервно – мышечный аппарат, слабее работает сердечно – сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины – лечебно – профилактической физкультуре.

Предлагаем вашему вниманию адаптированные, изменённые в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.

Болезни дыхательной системы.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуре, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.

При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

«Король ветров».

Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

Вертушка или шарик.

«Собрались как–то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех».

Затем ребёнок дует на вертушку или на подвешенный воздушный шарик.

Родитель показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

«Бульканье».

Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка ( трубочка).

Перед ребёнком ставят бутылочку с водой и соломинкой. Родитель, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем выполняет ребёнок. Родитель следит за правильностью выполнения.

«Шарик лопнул».

Восстановление носового дыхания, формирование углублённого дыхания, правильного смыкания губ, ритма дыхания.

Родитель предлагает «надуть шарик». Ребёнок должен надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку родителя шарик лопается – ребёнок хлопает в ладоши. Из шарика выходит воздух: ребёнок произносит звук «шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 – 5 раз. Взрослый следит, чтобы вдох был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения у ребёнка.

«Кто самый громкий».

Тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Взрослый показывает ребёнку, как играть: выпрямить спину, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вздохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и также на выдохе с произнесением «ммм» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз.

16 августа 2019 в 12:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.